Основатель школы

Табаков Олег Павлович

Народный Артист СССР, профессор 


_DSC3187.JPG


   Учитель

      Осенью 1974 года тридцатидевятилетний Олег Табаков приступил к качественно новому для себя виду профессиональной деятельности – системному обучению московских старшеклассников актерскому мастерству.

Установку на раннюю профессионализацию и способность мгновенно распознавать наличие актерского таланта Табаков унаследовал от своего первого педагога – Натальи Иосифовны Сухостав, руководившей театральным кружком «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников, в котором занимался старшеклассник Олег. Наталья Иосифовна вывела на орбиту сто шестьдесят профессиональных артистов, сумев показать своим ученикам актерскую «систему координат», касавшуюся не только секретов ремесла, но и, прежде всего, человеческих взаимоотношений между людьми в театре. Всю жизнь Олег Павлович вспоминал Наталью Иосифовну с благодарностью, называя ее своей крестной матерью в профессии.

В семнадцать лет Табаков уехал из Саратова в Москву и был принят в Школу-студию МХАТ, на курс легендарного актера Художественного театра Василия Осиповича Топоркова. Мастер применял к своим ученикам метод самой тонкой огранки таланта, воздействуя на неокрепшие умы личным примером: днем студенты пропадали на его занятиях, а вечерами обязательно бывали на всех мхатовских спектаклях, в которых блистал народный артист СССР Василий Топорков.

После окончания Школы-студии Табаков стал самым молодым из семи основателей нового московского театра «Современник» под руководством Олега Николаевича Ефремова, оказавшего громадное влияние на окончательное формирование Табакова, как артиста и театрального деятеля. Оглушительный успех смелых, ни на что не похожих спектаклей практически сразу сделал молодой театр самым посещаемым в Москве. Значительная часть зрителей шла исключительно «на Табакова», который на тот момент был известен не только, как театральный артист, но и занимал прочное место в «звездной» актерской обойме советского кинематографа.

После ухода О.Н. Ефремова в Художественный театр Табаков, желая поддержать родной театр, стал директором «Современника» и приложил немало усилий к тому, чтобы Галина Борисовна Волчек стала его художественным руководителем. Одной из основных идей Табакова было влить в коллектив театра молодую, талантливую кровь. «Я считал, что просто обязан привести в театр новое поколение, хотя никто меня не просил и не уполномочивал делать этого. Я чувствовал, знал, что к тому времени уже овладел своей профессией, своим ремеслом, настолько, что ощущал нестерпимую потребность передавать его из рук в руки, продлеваться в учениках, что для мужчины также немаловажно, как и для женщины, которая хочет продлиться в ребенке» – делился Олег Павлович.

Его тревогу за будущее театра разделяли совсем молодые современниковцы. Весной-летом 1974 года приемная комиссия отсмотрела три с половиной тысячи девятиклассников, мечтавших заниматься в театральном кружке Олега Табакова, в котором подросткам предстояло освоение интенсивной, серьезной, практически вузовской программы обучения. Базировался этот необычный театральный кружок с чрезвычайно высоким уровнем притязаний во Дворце пионеров имени Крупской на Стопани. Вместе с Табаковым за обучение взялись его молодые коллеги – Константин Райкин, Авангард Леонтьев, Сергей Сазонтьев, Валерий Фокин, Владимир Поглазов, выдающийся педагог сценического движения Андрей Дрознин. Занятия с кружковцами продолжались два года, пока ребята не окончили общеобразовательную школу.

С самого начала Олег Павлович проявлял себя как строгий и требовательный педагог. В процессе обучения он отчислял и отчислял ребят, оставляя только лучших. «Моя правота в этом порой жестоком деле заключалась в одном: я учил их для того, чтобы играть с ними на одной сцене». Через два года из сорока девяти человек в кружке осталось всего восемь. Они – Надежда Лебедева, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Мария Овчинникова, Виктор Никитин, Алексей Якубов, Ольга Топилина и Кирилл Панченко – в 1976 году составили костяк курса, впервые набранного Табаковым в ГИТИСе. К ним добавились еще шестнадцать человек, в числе которых были Елена Майорова, Михаил Хомяков, Сергей Газаров, Александр Марин, Анна Гуляренко, Василий Мищенко, Алексей Селиверстов.

Через год Студия Олега Табакова обзавелась помещением для занятий актерским мастерством на улице Чаплыгина, 1А. Это был старый, грязный, вечно затапливаемый угольный подвал. Табаков со студийцами собственными руками вычистили его и привели в порядок. 29 октября 1978 года в «театральном подвале» была показана премьера спектакля «…И с весной я вернусь к тебе!...», принятая абсолютным большинством зрителей с восторгом. Ну, а меньшинство признало в нем «идеологическую бомбу», и в ЦК КПСС полетел первый донос. Затем появились спектакли «Две стрелы», «Страсти по Варваре», «Прищучил», «Белоснежка и семь гномов». Наиболее заметным среди них стал спектакль «Прощай, Маугли!» с Андреем Смоляковым в главной роли. Спектакль «Прощай, Маугли!» и сейчас, спустя почти сорок лет, считается непревзойденным шедевром театрального искусства.

Фантастический успех Студии Табакова на Родине, а потом и на гастролях в Венгрии давал всем ее участникам крепкую надежду – почти уверенность – что вот-вот в Москве откроется новый театр. Однако этого не произошло: театр оказался чересчур смелым для властных структур того времени. Табаков предпринимал отчаянные попытки сохранить коллектив, но постепенно первая Студия прекратила свое существование.

«Запрет на профессию» в СССР практически подкосил Табакова, отдавшего своим ученикам-первенцам абсолютный максимум времени, сил и внимания. Ему на помощь пришла Рая-Синика Рантала, проректор Хельсинской театральной академии. Она пригласила Олега Павловича поработать в Финляндии, где Табаков в течение полугода преподавал актерское мастерство и поставил с дипломниками пьесу «Две стрелы». Кстати, зарубежная преподавательская и режиссерская деятельность Олега Павловича началась задолго до этого – с проведения мастер-классов в странах Европы. Вершиной этого направления деятельности Мастера стала организация Летней школы Станиславского в Америке.

В начале восьмидесятых в Советском Союзе стали происходить перемены, и через пару лет после неудачной попытки открыть свой театр Табакову вновь дали возможность набрать курс, куда пришли Марина Зудина, Евдокия Германова, Ольга Бабич, Ольга Спиркина, Надежда Тимохина, Роман Лавров, Николай Наркевич. Позже к ним присоединились Сергей Беляев, Сергей Шкаликов, Алексей Серебряков, Александр Мохов. Подвал на Чаплыгина вновь наполнился юношеской бурлящей энергетикой. «Старожилы» Подвала относились к «неофитам» как старшие дети в дружной семье относятся к младшим: сначала немного ревниво, а потом бесконечно заботливо.

Особенность обучения второго выпуска заключалась в том, что его вчерашние студенты сами стали преподавателями. «Я видел, с каким интересом и увлеченностью мои бывшие студенты занимались с новобранцами. Но дело не только в их энтузиазме, а в том, что не прерывался тот самый «серебряный шнур», и между мною, уже пятидесятилетним, и школьниками-студентами была вот эта прослойка генерации двадцатипяти-двадцатисемилетних молодых педагогов» – отмечает Олег Павлович. Впоследствии обучение старшими табаковцами младших постепенно переросло в традицию и стало одним из основных принципов преподавания мастерства в Школе Олега Табакова.

Кипучая жизнь Подвала начиналась ранним утром и продолжалась до поздней ночи, до закрытия метро. Занятия, репетиции, работа над новыми спектаклями, обсуждения, «ночные бдения» – и все это вместе, все одной коммуной. Студийцы никогда не были белоручками: сияющая чистота, царящая в Подвале, была исключительно их заслугой. Не занятые в спектакле табаковцы обязательно обеспечивали «тыл» своим товарищам, работая билетерами, реквизиторами, костюмерами и монтировщиками, вникали в премудрости звукового и светового сопровождения, стояли за пультом помощника режиссера.

Публика, раз и навсегда проложившая себе дорогу в бывший угольный подвал, всеми правдами и неправдами старалась пробиться в крошечный зал на новые спектакли Студии. Дело оставалось за малым – признать реально действующий театр официально. 1986 год стал поворотным в судьбе Подвала. В марте состоялись невероятно успешные гастроли второго по счету дипломного курса Олега Табакова в Венгрии. А уже в августе стало известно, что новому театру таки быть! В первый день весны 1987 года состоялось торжественное открытие Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, отмеченное премьерой спектакля «Кресло». Вчерашние студенты Олега Павловича составили мощную основу труппы театра, завоевавшего себе репутацию и доверие зрителей задолго до своего официального признания. Табаков добился искомого, взрастив из своих студийцев театр-семью с беспрецедентно-теплыми, доброжелательными и искренними взаимоотношениями между членами этого уникального творческого сообщества. Ученики Олега Павловича из его последующих выпусков органично вливались в радостную атмосферу Подвала.

В 1986 году Олег Табаков стал не только художественным руководителем театра-студии на Чаплыгина, но и был назначен ректором Школы-студии МХАТ. Накануне, в 1985 году, О.Н. Ефремов попросил его набрать новый курс в этом учебном заведении. Тогда к Табакову пришли учиться Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова, Валерий Николаев, Алена Хованская, Марьяна Полтева, очень скоро вышедшие на сцену в подтверждение идеи своего мастера, что только ранний успех способен дать молодому актеру свободу. Спектакли «подвального театра», прозванного в народе Табакеркой, стали неотъемлемой частью культурной жизни всей России. Гастроли Театра Олега Табакова проходят с невероятным успехом не только на Родине, но и во всех уголках земного шара. После каждого спектакля зрители ощущают громадный заряд той самой солнечной энергетики, которая была свойственна и самому Олегу Табакову, и свойственна продолжателям его дела. Почтеннейшая публика полюбила маленькую подвальную студию и с годами эта взаимная любовь становится лишь крепче.

За полтора десятилетия своего ректорства Табакову удалось и сохранить «золотое ядро» преподавательского коллектива Школы-студии МХАТ, и пополнить его новыми кадрами. Олег Павлович решил множество кажущихся неразрешимыми проблем, особенно в «лихие девяностые». Параллельно с этим Табаков один за другим выпустил в Школе-студии три «урожайных» на таланты курса. Работать в Подвале пришли его ученики: Сергей Безруков, Виталий Егоров, Марьяна Шульц, Дмитрий Бродецкий, Камий Кайоль, Сергей Угрюмов, Денис Никифоров, Алексей Усольцев, Ольга Красько, Яна Сексте, Алена Лаптева. Многие выпускники Табакова были приняты в труппу МХТ.

С 2000 по 2018 год, Олег Павлович, возглавляя Художественный театр, нес на своих плечах громадную ношу: совмещал художественное руководство двумя театрами, актерскую работу на двух сценах, руководство кафедрой мастерства актера в Школе-студии МХАТ, продюсерскую деятельность и съемки в кино.

Однако даже этот нечеловеческий объем забот не помешал Табакову позаботиться о будущих поколениях артистов. В начале миллениума Олег Павлович задумал беспрецедентный проект по созданию новой актерской Школы-пансиона, где могли бы в течение четырех лет жить и учиться талантливые юноши и девушки со всей России, окончившие девятый класс. Олег Павлович последовательно и упорно осуществил свою грандиозную идею. В пяти минутах ходьбы от Подвала, на улице Чаплыгина, было построено прекрасное здание Школы театрального искусства Олега Табакова. Каждый год преподаватели Школы, многие из которых – это ученики Табакова, а сейчас успешные артисты – Михаил Хомяков, Анна Гуляренко, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, Алена Лаптева – отправляются отбирать абитуриентов в различные города Российской Федерации. Выпускники Школы являются артистами и стажерами групп Художественного театра, Театра Олега Табакова и других театров нашей страны, играют во многих спектаклях и активно снимаются в кино.

12 марта 2018 года Олега Павловича не стало. Его уход стал тяжелейшей утратой для тысяч служителей театра и миллионов зрителей. Табаков был не только мудрым учителем, не только отцом, тонко чувствующим нежную актерскую душу, но и путеводной звездой, на которую ориентировались и продолжают ориентироваться все, кто причастен к судьбе русского театра.

Преемником Табакова стал один из его лучших, любимых учеников, выдающийся актёр и режиссёр, народный артист Российской Федерации Владимир Машков. Возвращение Машкова в родной театр после почти двадцатилетнего перерыва стало исполнением давней мечты его учителя, признавшегося однажды: «Я очень хочу, чтобы Володя вернулся в театр и вновь сделал что-нибудь необыкновенное. Со всей свойственной ему страстью». Владимир Львович возглавил и Театр Олега Табакова, и нашу Школу. Дело, начатое Табаковым, живёт и непрерывно развивается.